Как бухгалтер должен быть в очках, а повар – толстеньким, так учительница – должна говорить зычным голосом, носить слегка старомодный костюм и прическу "шишечкой". Победитель областного конкурса "Учитель года - 2006", финалистка конкурса "Учитель года России - 2006" Ольга Ковалева не соответствует стереотипу. Изящная девушка с нежным голоском. На вопрос ...
**Как бухгалтер должен быть в очках, а повар — толстеньким, так учительница должна говорить зычным голосом, носить слегка старомодный костюм и прическу «шишечкой». Победитель областного конкурса «Учитель года-2006», финалистка конкурса «Учитель года России-2006» Ольга Ковалева не соответствует стереотипу. Изящная девушка с нежным голоском. На вопрос «как же вы справляетесь с верзилами-старшеклассниками, ведь и обидеть могут», она ТАК спокойно и уверенно отвечает «меня обидеть сложно», что этому сразу веришь. И хочется еще много о чем спросить, тем более что Ольга Ковалева стала героиней нашего очередного «народного интервью».
**
**- Сейчас многие родители стараются своего малыша чуть ли не с пеленок отдать в какую-нибудь школу, где преподают английский. Такая услуга сейчас распространена в большинстве дошкольных образовательных учреждений. Я не противник раннего развития ребенка, но недавно прочитал, что если ребенок начинает до школы осваивать иностранный, то потом с родным русским у него проблемы. Что вы думаете по этому поводу?
Михаил, молодой отец, Тюмень.**
— В «16 университетских лекциях» Дмитрий Лихачев так примерно сформулировал свое видение — чем больше человек знает иностранных языков, тем тоньше он чувствует красоту родного языка. Благодаря конкурсу я знаю теперь педагогов, которые учат слышать свой язык со стороны, учат слышать его с позиции иностранца. Важно начать это изучение раньше. Каждый родитель ведь хорошо чувствует своего ребенка и может понять, когда он готов к восприятию иностранного языка. У меня есть знакомая, которая исподволь знакомит свою малышку с английским. В понедельник мама говорит дочке название дня недели на английском и если, допустим, в этот день она с дочкой рисует, то и слово «рисование», и предметы, которые связаны с занятием, она тоже называет на английском. Кроме того, названия дней недели вышиты на носовых платочках.
**- А как у вас самой с чужим языком? Помогает ли тоньше почувствовать красоту родного?
**
— Раньше я неплохо читала на чешском — изучала в университете. Могу общаться на английском. В Тунисе этим летом мы отдыхали в маленьком старинном городке, где никто, даже персонал, совершенно не знал русского. Пришлось слегка поднапрячься и говорить на английском. Читала там книжки на английском. Сказки. Содержание мне известно, читать легче — удовольствие двойное.
**- Существует ли врожденная грамотность? И врожденная неграмотность тоже — если да, то как ее перебороть?
**
— И то и другое существует, это однозначно. Как бороться с врожденной неграмотностью? Когда человек вырастает, его языковая сфера деятельности, по сравнению со школой, ограничивается. Навыки, которые требуются от ученика, значительно объемнее. Соответственно, во взрослой жизни надо просто выучить тот необходимый в профессиональной деятельности словарный минимум. И все. Есть, кстати, мнение, что мужчины грамотными становятся примерно к 40 годам
**- Бедным мамам двоечников не надо расстраиваться
**
— Абсолютно. Из-за грамотности вообще не стоит расстраиваться. Не надо делать из этого трагедию, не тот случай. Ребенка в школе можно сделать успешным, даже если он неграмотен. В моем выпуске были дети, проблемные в плане письменной грамотности. Полагаю, что и сейчас они не очень грамотны в отношении письма. Но в отношении речи, я уверена, и после школы они говорят так же хорошо, как на наших уроках.
И вот еще, есть даже такое заболевание — дисграфия, когда ребенок путает буквы, не дописывает слова. Такая вот особенность. Понятие грамотности лежит где-то в сфере психики человека. Но у меня есть примеры, когда постоянным упорным трудом и самоконтролем проблему удается минимизировать.
**- Уважаемая Ольга! Низкий поклон вам за ваш труд! Хочу спросить, в нашем обществе «климат» для учителей, мягко говоря, суровый. Учителей либо ругают, либо жалеют
Я понимаю, что для вас самое главное — это дети, и все-таки, не давит ли на вас морально такое общественное мнение? Ощущаете ли вы отсутствие настоящей моральной поддержки со стороны общества?
Наталья Владимировна, 33 года, Тюмень.**
— Для меня общество сосредоточено прежде всего в семье. Я совершенно не общественный человек. Уважение к моей профессии семьи — мужа, наших родителей — самое главное. Работа в школе — это необыкновенная роскошь. К счастью, у меня есть условия для того, чтобы работать в школе и получать от этого удовольствие.
**- Как удается молодому учителю жить, прилично одеваться, питаться и отдыхать на его зарплату? Как это сделать, если нет крепких тылов в виде родителей или мужа? Разве не унизительно, говоря словами героини «Дома, где разбиваются сердца», что приходится думать, как долго продержатся перчатки. Да что перчатки — колготки в нашем случае
**
— Да-а, ситуация знакомая
Высокие слова, конечно, но надо для себя решить, может, стоит обойтись без школы, может, поменять работу. Если на вопрос «что вы при этом потеряете?» вы ответите себе «ничего», то надо уйти. Если же в этом списке потерь будут важные для вас вещи — надо, видимо, просто принять ситуацию. Я знаю примеры, когда многие талантливые педагоги уходили из школы именно по этой причине, материальной. И нисколько их не осуждаю. Женщинам необходимо выглядеть красиво, прилично одеваться. Это жизнь
**- И прожить ее хочется в целых колготках
Получается, что если нет крепкого тыла, то это уже работа какого-то подвижника, монаха, то есть, монашки.
**
— Где-то так оно и есть. Но, надо признать, ситуация в современном образовании все же меняется к лучшему. Например, каждый учитель, даже если проработал всего год или два, может спокойно участвовать в профессиональных конкурсах. И побеждать. А значит, отношение к его труду уже будет иным. И зарплата тоже. В современной школе есть возможность заработать. И нацпроекты тому тоже способствуют. От того, насколько профессионально ты относишься к своему учительскому труду, зависит не только уважение учеников, но и то, насколько тебя ценит администрация школы. Конечно, мы говорим сейчас о хорошей школе, добротной. Хотя, вероятно, есть и такое, что педагог вырабатывается на 100 процентов и за это ничего не получает
Проблемы заработной платы учителя обсуждать всегда тяжело.
**- Порядочная администрация порядочной школы всегда поддержит хорошего учителя?
**
— Обязательно. Важно стать востребованным учителем, тем, который нужен школе. Не секрет, что есть учителя, к которым вы не захотите вести своего ребенка
Надо быть честным в профессии, если работаем так, что ребенок не хочет у нас учиться, то и претендовать на большую зарплату тоже не стоит.
**- Как учитель словесности относится к растущей популярности нового сленга: «превед, аффтар»? Не пора ли проводить реформу русского языка?
**
— Реформу проводить не пора, так как русский язык существует независимо от молодежного сленга. В ноябре-декабре в нашем городе пройдет конференция «Шаг в будущее», — у меня как раз одна из учениц начинает работать над этой темой — собираем слова, составляем словарик. Пока неизвестно, к каким выводам мы придем, но само явление, безусловно, интересное. Вообще если из обычных слов составляются новые слова, то это говорит о творческом потенциале людей. Это весьма любопытно. Я, кстати, не порицаю детей и за их страсть к СМС. Это ведь тоже тексты, которые пишут и читают. И можно научить их писать так, чтобы они были приятными, грамотными. И сленг и СМС — требования данного времени, а потому современному учителю нельзя протестовать против этого.
— Что вы думаете о современных зарубежных авторах, как то: Лемони Сникет (серия фэнтези), Роулинг с ее «Гарри Поттером», серии детских зарубежных детективов. Это книжный мусор или все-таки литература?
— С этим мы тоже работаем, беседуем по содержанию книг. Отношение у меня к такой литературе ровное и спокойное, без всякого отрицания. Отношусь только как к работе, сама специально для себя не читаю, только когда готовлюсь к уроку. Есть книги, которые вспоминаешь, перечитываешь, эти для меня такими не являются.
**- У меня сынок на будущий год пойдет в школу. Обожает слушать сказки, хоть книжку ему читаю, хоть кассету ставлю (сказки Пушкина в исполнении Табакова — самые любимые). И вроде языковое чутье неплохое, речь развита не по годам. А сам читать ленится, хоть тресни! Что делать?
Евгения, озабоченная мамашка, 31 год, Тюмень.
**
— Приучать к чтению — достаточно кропотливый труд. Ни в коем случае нельзя бросать читать ему книги, даже если он ленится делать это сам. Одними из самых дорогих воспоминаний детства останутся именно эти чтения. Родительское чутье подскажет, когда ребенок начнет читать самостоятельно. По рассказам бабушки, я начала читать только после 2 класса. И со мной тоже сидели, читали мне. А когда сама захотела читать — то как-то сразу и много, просто прорыв произошел. До этого момента не было даже никакого желания.
**- Уважаемая Ольга, школьная программа предусматривает чтение многих литпроизведений, а вы можете назвать свой заветный список, который ребенок обязательно должен прочитать? Хотя бы несколько названий книг или авторов.
Марина, 27 лет, Тюмень.**
— Нет такого списка, правда. В классе сидит 29 человек и непонятно, какое произведение кому из них ляжет на душу и станет значимым в его жизни. Порой тяжело готовишься к уроку, читаешь произведение, ищешь изюминку и не находишь ее, а он прочитает роман Чернышевского «Что делать?», подходит и озадачивает той проблемой, которую сам там увидел. Это удивительно. У каждого ученика таким образом складывается свой список. Более того, я даже уверена, что в основном пресловутый список складывается уже во взрослой жизни, когда захочется перечитать одну вещь, другую Мне очень нравится фраза «Цель деятельности лежит за ее пределами». Вероятно, и цели обучения, чтения тоже лежат далеко за пределами школьного возраста. Если и после школы человек будет читать книги, то все было не зря.
**- Дети помладше, практически все без исключения, читают сказки Пушкина, книги Сладкова, Волкова
То есть мы можем применительно к этому возрасту говорить о заветном списке
**
— Детская литература вся потрясающая, и то, что вы назвали, и сказки народные, стихи Заходера
Дети очень податливы, они все только познают и принимают с искренней верой. А дальше начинается подростковый возраст. И там уже все индивидуально.
**- Что вы думаете о положении библиотек: с одной стороны, поток читателей (и детей, и взрослых) заметно сократился. С другой — на развитие библиотек выделяются просто крохи. Сейчас и вовсе они приобрели статус АНО. Вы же, наверное, посещаете библиотеки регулярно, и у вас есть и собственные наблюдения, и собственное мнение, как изменить ситуацию к лучшему.
**
— В библиотеки всегда хожу с удовольствием. Тишина библиотечных залов завораживает, хочется сидеть долго, просто перелистывать страницы, читать. Как изменить? Я не знаю, нет идей, к сожалению. У меня сложился идеальный образ библиотекаря — человека, который много читает, знает все книги, интеллигентного. Проблемы и библиотекарь — эти два слова для меня даже не ассоциируются.
**- Считаете ли вы, что учебная нагрузка на современных школьников превышает все допустимые нормы? Или наоборот, количество часов на русский язык и литературу необходимо увеличить?
Олег Иванович, тюменец.**
— Насчет того, что превышает — можно поспорить. К этому вопросу вообще разумнее относиться философски. У детей, как ни странно, срабатывает механизм защиты, и задать им больше, чем они хотят, совершенно невозможно — уйдет гулять, не выучит. Задача родителей — научить правильно распределять силы. Хочется, чтобы и у учителя была мудрость понять, что ребенок не обязательно должен быть готов к уроку — так сложилась вчера у человечка жизнь, с «неготовыми» учениками тоже можно работать. Сам учитель обязан быть готов к уроку всегда, это его работа. Главное, чтобы ученики не перегнули палку, чтобы был баланс, если всегда не готов, не выучил — то дело не в нагрузке, не в перегрузке, а в чем-то другом.
**- Ольга, расскажите о себе. Где вы учились, кто были ваши педагоги, как в профессию пришли.
Светлана Кузнецова, 17 лет, Тюмень.
**
— Работать начала 10 лет назад. Окончила сначала II педколледж и в 19 лет стала преподавателем в лицее при колледже. Четыре года училась на очном факультете в университете и параллельно работала, была такая «сквозная» программа, последний курс училась заочно. Пятый год работаю в школе № 70.
Преподавателей в университете было много хороших, но с особенным теплом и любовью всегда вспоминаю Владимира Саныча Рогачева. С ним у меня ассоциируются студенческие годы. Им они и заканчиваются. Его искренность, его открытость очень много для меня значили.
**- Недавно посмотрела экранизацию «Капитанской дочки». И подумала, что, кроме «трескучих» фраз о «положении угнетенного народа», в произведении ничего толком и не помню из школьного курса. А повесть-то не о том, как мне кажется. Очень много в ней смыслов. Как вы считаете, способен ли подросток к восприятию такой литературы? Может, ну ее, классику, все равно ведь не поймут, они и читать-то толком не успевают. А ведь еще есть «Война и мир», «Преступление и наказание"
Лена, 25 лет, Тюмень.
**
— Многое зависит от учителя. Или мы просто читаем текст, составляем план, ищем характеристики персонажей, или в своей работе пытаемся выстроить какую-то линию, какую-то позицию, с которой рассматриваем цепочку произведений. Например, тема сада в русской литературе: «Темные аллеи», «Капитанская дочка», «Вишневый сад». И в этом случае у ребенка после первого произведения есть потребность прочитать следующее. С одной стороны, это облегчает ему задачу, как читателю — тема уже знакома, с другой стороны — интересно продолжить разговор с учителем. Другая цепочка, другая позиция: «Война и мир», «Преступление и наказание», «Мастер и Маргарита». Здесь со старшеклассниками уже можно поговорить о семье, о взаимоотношениях близких людей. А так просто не всегда и читать станут, это верно.
— Как корректно бороться с неграмотностью учителей? Наша учительница в школе, например, говорит «спадывают», «расхлебянить» (тюменские словечки), неправильно ставит ударения.
— Мы уже говорили, что надо требовательно относиться к профессии учителя. Вы вот говорите сейчас, а мне просто стыдно за этого человека
**- И что делать? Говорить педагогу об этом? Он же обидится
**
— Понятно, что обидится. Однако вы же не пойдете к хирургу, который пользуется тупым скальпелем. Почему-то в других профессиях ошибки не прощаются, а вот к учителю это не относится. У меня очень строгое отношение к ошибкам учителей. Они дорого обходятся людям в уже взрослой жизни, исправить ошибки учителя очень тяжело.
**- Именно так говорили между собой Надя и Женя Лукашин в фильме «Ирония судьбы, или с легким паром!».
**
— Да, и они правы. Если человек просто малограмотный, то он не может работать в школе. Это уже проблема администрации.
**- Не кажется ли Вам, что работа учителя в современной школе сопряжена с излишним административным грузом, и заполнение большого количества «отчетных» бумаг отвлекает от непосредственного процесса образования и воспитания школьников?
Папа школьника, Тюмень.
**
— Этот вопрос задавали на приеме у министра. Если быть дисциплинированным человеком, то эта бумажная работа не отвлекает от главного. Не знаю, как другие учителя с этим борются, у меня есть ежедневник, где записаны все уроки, все «окна». Вот в «окна» я и делаю эту «канцелярскую» работу, надо просто привыкнуть к определенному ритму. У меня принцип — не носить бумаги домой. Надо легко относиться к рутине. Я больше чем уверена, что она есть в любой сфере деятельности. Соответственно, проблему можно создать на любом месте. Вообще школьный ритм во мне накрепко укоренился: в отпуске надо мной даже подсмеивались — и я сама над собой смеялась — в море уплывала ровно на 40 минут. Часы можно было проверять. В школьной учительской газете даже анекдот про меня написали: «Ушла в море, через 40 минут буду
».
**- Ольга Анатольевна! Мы рады вашим успехам! Для всех участников конкурса «УГ» — это прорыв в истории наших достижений. Хотелось бы напомнить о том, что теперь у Вас появилось много обязательств перед общественностью. Это прекрасно — объяснять современным родителям о приоритетах в образовательной политике учительства. Ждем Ваших предложений по проведению встреч с учителями Тюменской области в рамках программы общественной организации «Учителя года Тюменской области».
Владимир Никляев, Тюмень.**
— Это ведь не вопрос, просто высказывание Список обязательств мне неизвестен (улыбается). Пока опыта в общественной деятельности у меня особого нет. Я просто работала в школе всегда, с утра до ночи, мне это нравилось и нравится.
— Выскажите свое мнение о пресловутых новых стандартах — что надо знать на пятёрку, что надо знать на «удочку».
— Это данность. Если это кого-то не устраивает, то надо иметь в виду, что их никто не отменит. Соответственно, раз нельзя изменить ситуацию, то проще изменить свое отношение к ней. Во всяком случае я именно этим и руководствуюсь. Стандарты касаются выпускников, достаточно взрослых уже людей. Многое зависит от коллектива, в котором воспитали этих детей, от уровня притязаний школьников, если он высок, то дети не позволят себе знать на «3».
**- В каком возрасте человек «дозревает» до таких серьезных писателей, как Достоевский и Гоголь? Мне, например, «Господа Головлевы» понравились только в 25 лет. Я увидела, что это произведение вовсе не о том, что нам внушали на уроке после чтения обязательных глав. Получается, что тогда или я его не поняла, или оно просто мне было не по возрасту
**
— Я тоже в школе далеко не все читала, например, «Мастера и Маргариту» прочла полностью уже вместе с учениками, готовясь к урокам. И не чувствую ничего плохого. Должна сложиться определенная ситуация, когда вы берете в руки ту или иную книгу. Однако надо все же знакомить человека с такими произведениями, хотя бы мимолетно. Есть такое понятие «звучание русского слова». Это важно, мало ли что осядет в душе, какое слово, какое предложение
**- Что из литературных новинок вам понравилось? Читаете ли вы Сорокина, Робски, Пелевина, Рубину и других авторов, чье имя на слуху, чьи произведения возглавляют книжные рейтинги
Есть ли вообще время следить за новинками?
**
— Сорокина и Пелевина читала раньше. Нейтральное впечатление. Ненормативной лексикой особенно никого не удивить, в сказках Афанасьева, например, тоже ненормативная лексика
Дину Рубину мне недавно подарили. Из прочитанных новинок понравился Гришковец. Слушаю диски, читаю. Кстати, о чтении — диск — это ведь тоже не сам читаешь, а слушаешь чье-то чтение. Такое удовольствие
**- Раньше учителя русского языка и литературы называли учителем изящной словесности. Насколько сейчас актуально такое изящество?
**
— Это так и есть. Мы в любом случае преподаем изящную словесность.